Научная классификация детской литературы.

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ ДВФУ

ГЛОССАРИЙ

По дисциплине

«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

050100.62 Педагогическое образование.

Профиль подготовки: Начальное образование.

Уссурийск 2012

А

Акмеизм - Литературное течение в поэзии «серебряного века». Среди крупных имен, представляющих его – Н.Гумилев (считавшийся лидером), Ахматова, Городецкий, Г.Иванов, Зенкевич, Лозинский. Поэты пытались освободиться от влияния символизма, поэтизировали – в ответ на признание «таинственных» начал бытия – естественно-чувственное созерцание жизни. Символический смысл действительности, по мнению акмеистов, должен быть заменен его конкретным, «вещным» изображением.

Аллегория (греч. allegoria—иносказание), лит. прием или тип образности, основой к-рого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе.

Апокрифы - полу­книжные, полународные сказания на религиозные темы, основан­ные на преданиях, вымыслах и даже языческих мифах Научная классификация детской литературы. рассказы о библейских и евангельских лицах, христианских святых, событиях ветхозаветной и новозаветной истории.

Б

Библия - собрание книг, создававшихся в разное время (VIII в. до н.э. – II в. н.э.), канонизированных иудаизмом и христианством как Священное Писание. Библия состоит из Ветхого Завета, признаваемого и иудеями и христианами, и Нового Завета, признаваемого лишь христианами.

Д

Детская литература -комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития.

Детский фольклорпредставляет специфиче­скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музы­кально-поэтических жанров фольклора».

Дет­ское чтение -произведения или фрагменты из произведений Научная классификация детской литературы. общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.

Древнерусская литература

Литература, в которой воспроизводились только реальные исторические события. Ее произведения были рукописными, предназначались для чтения вслух; как правило, об их авторстве не сообщалось. Возникновение этой литературы связано с образованием Киевской Руси и введением христианства. Заметные произведения той поры – «Слово о законе и благодати», «Девгениево деяние», «Шестоднев», «Повесть временных лет», «Слово о погибели Русской земли», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», «Житие Радонежского»; главное творение того времени – «Слово о полку Игореве» (конец 12в.).

Ж

Жанр

Разновидность литературного рода, объединяющая группу произведений, близких по композиционно-стилистической структуре. Теория жанров наметилась еще Научная классификация детской литературы. в поэтике Аристотеля. Русская эстетика также сделала свой вклад в теоретическое определение жанра (В.Г.Белинский – «Разделение поэзии на роды и виды»). Литература не существует вне жанров. Каждый литературный род имеет свою классификацию жанров. Например, жанры эпоса: эпопея, роман, роман эпопея, повесть, новелла. Лирика: ода, элегия, эпитафия, мадригал и т.д. Драма: трагедия, трагикомедия, комедия, водевиль. В свою очередь, жанровые разновидности имеют свои подвиды. Так, роман может быть социальным, плутовским, сатирическим; повесть: политическая, этологическая (нравоописательная) и т.д.



К

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также Научная классификация детской литературы. регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

Л

Литература о Великой Отечественной войне

К этой литературе относятся и произведения, написанные до ее начала – в них звучало предчувствие войны. В некоторых поэтических текстах, которые начали создаваться до 1941 года и завершались в годы Отечественной войны, был один и тот же персонаж («Василий Теркин. Книга про бойца» Твардовского). Сама война вызвала к жизни литературные произведения почти всех жанров: от интимной лирики до романа, близкого к эпопее. Музыкально обработанные поэтические строки Научная классификация детской литературы. становились хоровыми, строевыми и романсными творениями. Драматурги, киносценаристы сделали большой вклад в литературу о войне. Не было почти ни одного крупного советского писателя, который бы не дал свое изображение войны. Причем это были вовсе не только пропагандистские статьи и очерки, а высококачественные рассказы, повести, пьесы, поэмы. О войне писали А.Толстой, Шолохов, Лебедев-Кумач, Симонов, Гроссман, Леонов, Светлов, Фадеев, Серафимович, Антокольский, Исаковский, Инбер, Катаев. В годы войны формировалась большая группа военных поэтов и прозаиков, которые почти всю свою жизнь писали о главном событии середины века, образовав целое направление в советской художественной литературе: Некрасов, Казакевич, Винокуров, Ваншенкин, Гудзенко Научная классификация детской литературы., Самойлов, Слуцкий, Быков, Бакланов, Бондарев, Богомолов, Богомолов, Кондратьев, Дудин, Б.Васильев. Были поэты и прозаики, погибшие на войне: П.Коган, Кульчицкий, Майоров, Д.Алтаузен, Е.Петров, А.Гайдар и др.

Литературная сказка -авторское, художественное, прозаичес­кое или поэтическое произведение, основанное либо на фольк­лорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентиро­ванное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.

Лубочная литературавозникла в конце XVII века, на протяжении XVIII-XIX веков была частью массовой культуры русского народа и Научная классификация детской литературы. занимала промежуточное положение между устным народным творчеством и книжной литературой. Лубки - это печатные гравюры с картинками и текстом. Само по себе гравирование есть перевод подготовленных рисунков и текстов с бумаги на поверхность доски путем вырезания на ней углублений. После этапа гравирования изображение печатается на бумаге или ткани.

М

Миф -рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе всей культуры. Мир обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в Научная классификация детской литературы. космос.

Н

Народная педагогика(синоним - этнопедагогика) - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса.

Научная классификация детской литературы.

В рамках научной классификации различают три вида произведений.

К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского). Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашед­шие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки Пушкина, Ершова; им подобные произведения и следует относить к кругу детского чтения). Наконец Научная классификация детской литературы., третий вид произве­дений стоило бы называть собственно детской литературой, следуя правилам русского языка: это произведения, сочиненные самими, его чаще называют детским литературным творчеством.

П

Пестушки.Короткие стихотворные произведения, которыми сопровож­дались движения, развивающие тело ребенка, получили название пестушек (от глагола «пестовать» — «нянчить», «ухаживать»), в центре этих речитаций образ самого ребенка.

Повесть - эпич. прозаич. жанр. Возможна стиховая форма П. как особая разновидность, всегда специально обозначаемая: «повесть в стихах». Следует различать др.-рус. термин «повесть» (всякий «рассказ», «повествование» о к.-л. событиях: ср. «Повесть временных лет» и т. п.) и совр. термин, начавший складываться лишь в 19 в. Древний термин указывал, очевидно, на Научная классификация детской литературы. эпич. характер произв., на то, что оно призвано о чем-то объективно поведать; в этом смысле «повесть» отличалась, напр., от слова — жанра, вбирающего в себя субъективную, лирич. стихию (ср. «Слово о полку Игореве» и т. п.). Совр. термин, сохраняя нек-рую связь с древним понятием, имеет иное значение. В теоретич. лит-ре бытует понимание термина «П.» как «средней» формы эпич. прозы. С этой точки зрения П. сопоставляется с романом (большая форма прозы) и новеллой или рассказом (малая форма).

Практическая классификация детской литературыпостроена на особенностях детской читательской психологии и периодиза­ции образовательного процесса:

литература для дошкольников,

для Научная классификация детской литературы. младших школьников,

для учащихся средних классов.

подростково-юношеской лите­ратура (для старшеклассников)

В каждой из этих групп есть более мелкие возрастные членения.

Прибаутка -небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Традиционные песен­ки-прибаутки изображали либо яркое событие, либо стремитель­ное действие, что позволяло привлечь внимание ребенка. (На это же на­правлена во­просно-ответная форма построения произведения, «цепная» (кумулятивная) организация сюжета, когда каж­дая последующая строка неразрывно связана с предыдущей).

Приключенческая литература -худож. проза, где осн. задачу повествования составляет занимат. сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями Научная классификация детской литературы.. Формировалась и развивалась под знаком романтизма. Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Одними из первых образцов явились «морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенч. романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие Э. Сю. Наиболее известные авторы П. л. 19 — нач. 20 вв.— Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон, Р. Хаггард, Дж. Конрад (Великобритания); Г. Эмар, Ж. Берн, Л. Жаколио, Л. Буссенар, П. Бенуа (Франция); Ф. Брег Гарт, Дж. Лондон (США); их произв. стали классикой лит-ры для детей и юношества (см. Детская литература).

Притча Научная классификация детской литературы. -дидактико-аллегорич. жанр лит-ры, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма притча 1) возникает в нек-ром контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символич. наполненность; 3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» религ. или моралистич. порядка.


documentaxlpweb.html
documentaxlqdoj.html
documentaxlqkyr.html
documentaxlqsiz.html
documentaxlqzth.html
Документ Научная классификация детской литературы.